Очень часто родители, отдавая ребенка в сад, сталкиваются с тем, что ребенок, как оказалось, не умеет ничего делать самостоятельно. Они начинают лихарадочно пытатся научить его одеватся, чистить зубы, кушать. Малышу не всегда удается, в доме начинаются склоки и ругань. Что же делать и кто виноват? Давайте разбираться!

Во-первых, приучать ребенка к самостоятельности — это задача взрослых. Процесс этот медленный и постепенный. Конечно, намного проще самому накормить, одеть, помыть ребенка, а свободное время потратить на что-то полезное (или не очень). Но такие действия приводят к тому, что к 5 годам дети совершенно не умеют себя обслуживать.

Обычно у детей желание все делать самому начинает проявляться где-то на третьем году жизни. Детки самостоятельно пытаются одеваться, есть или пить из чашечки. Если вы увидели такие «поползновения» со стороны малыша, то наберитесь терпения и дайте ребенку возможность самостоятельно делать то, что нужно.

Например, даем ребенку ложку, чтобы он ел самостоятельно, но потихоньку докармливаем второй ложкой. Если ребенок хочет самостоятельно одеваться — начинаем процедуру одевания заранее, чтобы вы не спешили.

Бывает, что малыш, попытавшись, например, застегнуть пуговицы на рубашке, приходит в отчаяние и начинает злиться, кричать и кусать свою непослушную одежду. Этими действиями он ставит маму в трудную ситуацию. Действительно: чтобы застегнуть одну пуговицу, нужны сотни тонких моторных навыков, просто мы, взрослые, об этом давно забыли. Поэтому, не стоит верить, что у него действительно «ничего не получается». Пусть малыш лучше привыкнет просить: «Помоги мне, пожалуйста!».

Затем нужно дать ему шанс сделать все, что он может сделать сам (пусть наденет рубашку, сопоставит нужные пуговицы с нужными петельками, вы застегнете одну пуговицу, а дальше передаете дело ребенку). Этот процесс может повторяться много раз, пока навык не будет освоен. Ребенок постарше, играя роль беспомощного, может спрашивать совета: «Что мне делать?». Лучше задать ему в ответ встречный вопрос: «А ты сам как думаешь?». Часто он выдаст самое разумное решение: «Ничего не получается» — это ложное обобщение, хоть что-то ребенок всегда способен сделать — и надо дать ему такую возможность. Когда он выполнит хотя бы часть задачи самостоятельно, у ребенка появится ощущение компетентности.

Для того, что бы у ребенка формировалось умение решать какие-то вопросы и принимать решения, стоит начать давать ему выбор еще с малых лет. Понятно, что нелепо предлагать пятилетнему малышу выбирать себе няню, продукты в супермаркете или расписание дня. Тем не менее даже маленькие дети должны учиться делать выбор.

Маленькому ребенку следует предоставить так называемый «выбор в рамке».
Например: не стоит читать ему продолжительные лекции о пользе движения и свежего воздуха, достаточно спросить: «Куда мы пойдем сегодня: на детскую площадку у дома или в дальний парк?», «Что будешь пить: воду или сок?», «Ты уберешь игрушки сейчас или после прогулки?».
Такие вопросы ставят рамки: они не позволяют ребенку решать, скажем, будет он убирать игрушки или нет. Но они позволяют принимать решения, причем ребенок возьмется за уборку более ответственно, если сам выберет для нее время.

В целом, детям до 5 лет лучше предлагать выбор одного из двух вариантов, а в дальнейшем их количество постепенно увеличивать. Стоит помнить, что решение, которые принял ребенок и его способы поиска данного решения стоит уважать и принимать. Ведь пробуя и экспериментируя ребенок познает мир и приобретает бесценный опыт. Девочка пытается походить в маминых тапочках: это интересно смотрится, но не слишком удобно. Малыш пробует есть суп с помощью соломинки для сока — оказывается, это утомительное занятие. Мудрый родитель не станет восклицать: «Перестань заниматься глупостями!». Ведь это просто ценный урок. А заодно ребенок учится не бояться ошибок, действуя самостоятельно, и узнает, что у поступков есть последствия. Тогда вам не придется бранить ребенка, который забыл в песочнице любимую машинку и наутро ее там не обнаружил, — он уже сделал свои выводы.

Самостоятельность лучший урок и навык, который может привить родитель, и это работа, которая по плечу любому!