Для большинства маленьких детей характерна неадекватная реакция на возникшие трудности и проблемы. Дети ведут себя по-разному: кто-то жалуется, кто-то дерется, кто-то плачет.

Но это в большинстве случаев либо не решает проблемы, либо даже усугубляет. Мы, взрослые, частенько берем на себя авторитарное решение детских проблем или предоставляем им готовое и правильное, с нашей точки зрения, решение. Иногда даже, сами того не замечая, обесцениваем детские проблемы, считая их недостаточно значимыми. А эффективно ли это? Чему научится ребенок? Насколько он будет эффективен в следующий раз в подобной ситуации? Какие социальные навыки обретет?

Давайте помнить, что лучшим примером различных тактик поведения при решении проблем нашим детям являемся мы сами. Дети учатся, наблюдая за нами. Они наблюдают, как мы обсуждаем проблемы с другими взрослыми, как мы ведем переговоры, как разрешаем конфликтные ситуации в семье, в деловых вопросах, в социальных ситуациях. Как оцениваем результаты принятых решений. Наши дети учатся себя вести, наблюдая за тем, как мы реагируем на жизненные неурядицы. Мы можем способствовать процессу обучения, если будем на примерах рассуждать о своих позитивных стратегиях решения проблемы, а с более старшими детками – обсуждать и узнавать их мнение.

Для эффективного обучения ребенка решению проблем:

  • помогите ребенку четко определить суть проблемы (но не навязывайте свою точку зрения). Старайтесь слышать мнение ребенка;
  • помогите ребенку разобраться в чувствах, связанных с проблемой. Принимайте их, не обесценивайте;
  • с детьми дошкольного возраста уделите основное внимание вариациям различных решений, стимулируйте ребенка открытыми вопросами в данном направлении (с более старшими детьми остановитесь подробнее на обдумывании различных последствий их решений);
  •  используйте игры, сказки, игрушки, истории и, конечно, свою фантазию и опыт для знакомства ребенка с различными гипотетическими ситуациями. Проигрывания ситуаций – тренировка в решении проблем;
  • будьте позитивны и креативны;
  • демонстрируйте в своей жизни эффективное решение проблем;
  • помогайте детям предвидеть, что делать дальше, если какое-то решение не работает;

И помните! В процессе обучения для ребенка важнее то, как он научится думать о конфликте, чем получение готовых «правильных» ответов. Научиться поэтапному решению различных социальных проблем не труднее, чем освоить любые другие навыки. Но и на это нужны попытки :) Пробуйте!